Image default

В каких секторах экономики Кыргызстана отмечается спад?

Источник информации: www.tazabek.kg/news:1621945?f=cp
Tazabek — За апрель и май 2020 года по сравнению с соответствующими месяцами 2019 года, ожидалось снижение объема ВВП на 12-14% в среднем за месяц, но фактически за апрель упал на 17,9%. Об этом пишет Министерство экономики.

По данным Нацстаткома КР, ВВП в январе-апреле 2020 года, по предварительной оценке, составил около 149 млрд сомов, снизившись на 3,8% по сравнению с январем-апрелем 2019 года. Без учета предприятий по разработке месторождения «Кумтор» объем ВВП в январе-апреле 2020 года составил около 129 млрд сомов и снизился на 4,6%.

Из-за пандемии коронавируса с 24 марта по 10 мая на отдельных территориях страны действовал режим чрезвычайного положения, с разрешением на работу отдельным видам экономической деятельности.

Позже правительство объявило о поэтапном возобновлении экономической деятельности с 1 мая.

Остановка экономики повлияла на доходы. Только за 4 месяца 2020 года доходы бюджета были недовыполнены на более 10 млрд сомов от планируемой суммы, а за апрель потери доходной части составили 4,8 млрд сомов.

Из-за падения ВВП КР на 1 мая на 3,8% правительству пришлось срочно корректировать бюджет, урезав в целом более 10 млрд сомов. Сокращение коснулось, в первую очередь, расходов на различного рода приобретения, транспортные расходы, командировочные. Также существенно были сокращены капитальне вложения. При этом, по капвложениям сохранены некоторые части связанные с водоснабжением и ирригацией, частично по ремонту автомобильных дорог, цифровизации и реформе судебной системы. Защищённые статьи правительство сохранило в первоначальном объёме.

В Минфине отмечают, что в августе-сентябре будут снова менять республиканский бюджет.

Специалисты Министерства экономики КР посчитали, что за апрель в условиях резкого снижения экономической активности субъектов предпринимательства и населения, объем производства в промышленности сократился на 14%, строительстве – на 13%, сельском хозяйстве – на 2,7%, сфере услуг – на 22,4%.

По оценке Минэкономики, после ввода ЧС/ЧП вследствие пандемии экономическая активность резко замедлилась — более чем на 80%.

«Была приостановлена практически в полном объеме работа малого и среднего бизнеса, строительства, а также большинства предприятий промышленного производства за исключением производства и реализации продовольственных и медицинских товаров.

В самом уязвимом положении оказалась сфера услуг, удельный вес которой достиг почти 50% ВВП, где активность в марте-апреле упала до 60%», — отмечают в министерстве.

По данным Нацстаткома, за январь-апрель объем промышленной продукции по сравнению с январем-апрелем прошлого года уменьшился на 2,8% за счет сокращения объемов производства очищенных нефтепродуктов (на 63,1%), прочих неметаллических минеральных продуктов (на 36,7%), производства кожи и изделий из нее, обуви (на 27,6%), а также напитков (на 11,9%).

Из 459 важнейших видов выпускаемой промышленной продукции, в январе-апреле 2020 года увеличен выпуск 151 наименования (32,9%), снижен — 260 (56,6%), не производилось 45 (9,8%) наименований продукции.

За январь-апрель снижение объемов зафиксировано:

в строительстве — 5,6%,

в оптовой и розничной торговле – 8%.

При этом, в сельском хозяйстве отмечался незначительный рост объемов — на 0,2%. Рост объемов валового выпуска сельскохозяйственной продукции в январе-апреле т.г. обусловлен увеличением производства продукции животноводческой отрасли.

Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, в апреле 2020 года по сравнению с мартом 2020 года составил 102,2%.

В апреле 2020 года по сравнению с предыдущим месяцем цены на пищевые продукты и безалкогольные напитки в целом повысились на 4,7%. В апреле 2020 года по сравнению с декабрем прошлого года цены на непродовольственные товары снизились на 0,2%.

В апреле 2020 года по сравнению с апрелем 2019 года перевозки грузов всеми видами транспорта сократились на 67,2%, а по сравнению с предыдущим месяцем — на 65,4%.

В апреле 2020 года по сравнению с апрелем прошлого года объем грузооборота всех видов транспортасократился на 57%, а по сравнению с предыдущим месяцем — на 58,6%.

По пассажирским перевозкам в апреле 2020 года по сравнению с апрелем прошлого года объем снизился на 58,9 млн человек, или на 98%, а по сравнению с предыдущим месяцем — на 97,4%.

Объем оборота оптовой и розничной торговли, ремонта автомобилей и мотоциклов в апреле 2020 года по сравнению с апрелем 2019 года сократился на 40,5%, а по сравнению с предыдущим месяцем 2020 года — на 38,5%. При этом в апреле 2020 года объем оборота розничной торговли, кроме торговли автомобилями и мотоциклами, по сравнению с апрелем 2019 года сократился на 42,7%, а по сравнению с предыдущим месяцем — на 41,6%.

Нацстатком объясняет уменьшение оборота розничной торговли, включая оборот предприятий питания, по сравнению с январем-апрелем прошлого года его снижением как в специализированных торгующих организациях, так и на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

Что касается ресторанов и гостиниц, то в апреле 2020 года по сравнению с апрелем 2019 года объем таких услуг сократился на 86,5%, а по сравнению с предыдущим месяцем — на 85%.

Объем внешней и взаимной торговли товарами КР, по предварительным данным, в январе-марте 2020 года уменьшился на 15,8%.

Экспортные поставки11 снизились на 0,8% за счет уменьшения вывоза товаров в страны СНГ на 5,8%.

Импортные поступления2 по сравнению с январем-мартом 2019г. сократились на 21,8% за счет снижения поступлений из стран вне СНГ (на 41,3%).

В структуре товарооборота на долю экспорта пришлось 33,7%, импорта — 66,3%.

11 Экспорт в ценах ФОБ — цена товара, включающая его стоимость и расходы по доставке до границы страны-экспортера.

2Импорт в ценах СИФ — цена товара, включающая его стоимость и расходы по страхованию и транспортировке до границы страны-импортера.

По оценке Международного валютного фонда, вспышка пандемии привела к ослаблению макроэкономического прогноза и к возникновению дефицита платежного баланса, размер которого оценивается в $500 млн. Для ликвидации сохраняющегося дефицита платежного баланса и облегчения бремени, связанного с проведением необходимых корректировок, необходимо неотложно привлечь дополнительную помощь со стороны доноров. МВФ приветствовал уже утвержденный властями план чрезвычайных мер в сфере здравоохранения и первоначальный план экономических мер с целью устранения ущерба, нанесенного здравоохранению и экономике, а также готовящийся второй, более крупный пакет мер.

Что касается денежных переводов в Кыргызстан, то по данным Национального банка, в марте 2020 года приток денежных переводов в Кыргызстан составил $144 млн, что на 13% меньше, чем в феврале и на 26% меньше, чем в марте 2019 года.

За январь-март 2020 года в страну поступило $457,7 млн денежных переводов, что на 18,07% меньше показателя аналогичного периода 2019 года.

Учитывая высокую зависимость денежных переводов в республику от экономического развития РФ (98% всего притока), в Минэкономики ожидают снижение объемов переводов в текущем году. По оценке, приток денежных переводов в страну сократится на 20%. По прогнозам Всемирного банка, в целом в Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан в 2020 году объём денежных переводов сократится почти на 28%.

В конце марта 2020 года правительство в рамках антикризисных финансовых мер поддержки бизнеса рекомендовало НБКР проработать с коммерческими банками по пролонгации и реструктуризации основных сумм и процентов по кредитам на срок не менее 3-х месяцев, включая проекты, финансируемые правительством КР и РКФР по линии поддержки малого и среднего бизнеса.

27 мая в НБКР сообщили, что реструктуризировано 114 тыс. кредитов на 65,2 млрд сомов.

В НБКР ожидают увеличения показателя, так как сняты ограничения на передвижения граждан.

А на 1 апреля 2020 года количество кредитов в коммерческих банках составляло 583 894 на общую сумму 153 млрд сомов.

В майском докладе МВФ говорится, что поскольку банковский сектор Кыргызстана имеет хороший уровень капитализации и ликвидности, он должен быть в состоянии абсорбировать убытки по кредитам и дефицит ликвидности, если кризис будет непродолжительным.

Финансовый сектор, по-видимому, является устойчивым, однако на фоне ожидаемой экономической дестабилизации, вызванной COVID-19, могут возникнуть факторы уязвимости, считают аналитики МВФ.

Предприятия в наиболее затронутых секторах (текстильная промышленность, транспорт, туризм) могут испытывать временную нехватку ликвидности при обслуживании своей задолженности перед коммерческими банками.

Домохозяйства, в которых члены, обеспечивающие основной доход, потеряют работу, могут испытывать трудности с обслуживанием своих ипотечных или потребительских кредитов.

НБКР следует побуждать банки к реструктуризации задолженности заемщиков, испытывающих временный дефицит ликвидности, но платежеспособных в других отношениях и способных эффективно работать в нормальных условиях, чтобы не допустить усугубления спада в экономике или широкого распространения кредитного стресса, считают в МВФ.

Что касается уровня безработицы, то по данным службы занятости населения при Министерстве социального развития и труда, уровень официальной безработицы на 1 марта 2020 года по республике составил 3%. Число безработных, состоящих на учете в службе занятости, составило 96,2 тыс. человек. Численность официально зарегистрированных безработных составила 76,8 тыс. человек.

Численность незанятого населения, состоящего на учете в органах государственной службы занятости в поисках работы, на 1 мая 2020 года составила 97,3 тыс. человек, что по сравнению с аналогичной датой 2019 года на 3,7% меньше, а численность зарегистрированных безработных — 77,8 тыс. человек, или на 4,2% меньше.

Численность зарегистрированных безработных в органах государственной службы занятости на 1 мая 2020 года:

Из общего числа зарегистрированных безработных, 47,6% пришлось на женщин. Уровень зарегистрированной безработицы составил 3,1% от экономически активного населения.

По оценкам Минэкономики, вследствие введения ЧС/ЧП для предотвращения распространения коронавирусной эпидемии активность малого и среднего бизнеса в текущей ситуации практически заморожена и определенное количество занятых временно высвобождены с рынка труда, которое, по оценкам министерства, может составить более 700 тыс. человек.

Прогнозы международных финансовых институтов

Во Всемирном банке, говоря о влиянии коронавируса на экономику Кыргызстана сказали, что оценить влияние COVID-19 представляется непростой задачей, в первую очередь из-за фактора неопределенности относительно продолжительности пандемии. В этой связи, оценки экономистов являются предварительными и будут меняться в зависимости от дальнейшего развития пандемии COVID-19.

«Наши предварительные оценки указывают, что Кыргызская Республика переживает значительные экономические потери в результате шока как со стороны предложения, так и со стороны спроса, вызванных пандемией COVID-19. Произошли экономические и социальные разрывы, такие как закрытие границ, остановка деятельности бизнеса и системы поставок, сокращение занятости, падение доходов и т.д. Вместе с тем, принятые правительством КР меры для борьбы с распространением коронавируса были необходимы для сохранения человеческих жизней.

Для КР, масштаб кризиса, вызванного COVID-19, возможно, будет соизмерим с кризисом, который страна пережила после распада Советской экономической системы.

По оперативным данным Нацстаткома, реальный ВВП за первые четыре месяца 2020 года уже сократился на 3.8%. Предполагая, что распространение пандемии удастся остановить к концу второго квартала, аналитики Всемирного банка ожидаают, что объем ВВП в реальном выражении сократится в пределах 4-6,5% в 2020 г. Экспорт и импорт в долларовом выражении сократятся приблизительно на 20%. Потери доходной части бюджета ожидаюся в пределах 6-7 % ВВП, это 35-38 млрд сомов. По предварительным данным правительства, около одного миллиона людей были вынуждены временно приостановить работу, чтобы остановить распространие коронавируса. Доходы населения значительно сократятся, особенно у занятых в сферах торговли, транспорта, строительства и услуг, как в формальном секторе, так и неформальном секторах экономики. Кроме того, потребительская способность домохозяйств сократится из-за падения денежных переводов, которое может достигнуть 20-30%. Ожидается, что порядка 20-30 тыс. трудовых мигрантов могут вернуться в Кыргызстан, что создаст нагрузку на рынок труда и, соответственно, на социальное положение в стране в целом.

«План правительства по постепенному возобновлению экономической деятельности и поддержке бизнеса представляет собой хороший пакет действий. Теперь необходимо эффективное и последовательное выполнение этого плана», — отмечают аналитики Всемирного банка.

Евразийский банк развития прогнозирует начало восстановления экономической активности Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана во второй половине 2020 года и продолжение этого процесса в последующие два года.

ЕАБР считает, что поддержку экономикам региона окажут широкомасштабные меры властей в области налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Их реализация позволит сгладить негативные экономические и социальные последствия пандемии COVID-19 и создать условия для нормализации экономической активности по мере улучшения эпидемиологической ситуации.

Аналитики ЕАБР выделяют две основные группы каналов влияния пандемии COVID-19 на экономики стран-участниц банка. Первая группа каналов связана с осложнением внешнеэкономической конъюнктуры, что проявляется в ослаблении спроса на экспорт государств региона, сокращении доходов от поставок за рубеж сырьевых товаров вследствие падения их цен, нарушении глобальных цепочек добавленной стоимости, уменьшении объемов денежных переводов, ухудшении настроений бизнеса, а также ужесточении финансовых условий. По оценкам экспертов ЕАБР, потери ВВП стран-участниц банка от действия внешних факторов могут составить в 2020 году около 2%.

Вторая группа каналов cопряжена с внутренними ограничительными мерами, введенными в ряде государств региона для сдерживания распространения заболевания. Их действие проявляется в снижении производственных показателей большого количества секторов экономик, в первую очередь относящихся к сфере услуг. Потери годового ВВП стран-участниц ЕАБР от месяца самоизоляции оцениваются в размере около 1,5–2%.

В обзоре отмечается, что под влиянием указанных факторов агрегированный ВВП стран — участниц ЕАБР сократится в 2020 году на 2,2% после увеличения на 1,7% годом ранее. В России, Казахстане, Беларуси и Армении ожидается падение выпуска (на 2,3, 1,0, 3,3 и 1,7% соответственно), а в Кыргызской Республике и Таджикистане — существенное замедление темпов его роста (до 0,1 и 5,5% соответственно).

Ослабление национальных валют в I квартале текущего года окажет давление на стоимость импортируемых товаров, что послужит ключевым фактором ускорения инфляции в большинстве стран региона в 2020 году. Влияние курсовой динамики на цены товаров и услуг, по оценкам аналитиков банка, будет ограниченным, в том числе из-за снижения эффекта переноса валютного курса на инфляцию в большинстве государств — членов ЕАБР в последние годы. Кроме того, прогнозируемое ослабление внутреннего спроса и снижение роста цен в странах, являющихся основными торговыми партнерами, будут оказывать значимое дезинфляционное влияние.

Эксперты ЕАБР отмечают, что неопределенность перспектив развития экономики в мире и странах-участницах банка остается высокой. Макроэкономический прогноз для государств региона критическим образом зависит от характера течения пандемии COVID-19. Сохраняется вероятность углубления негативных тенденций в мировой экономике, что может послужить триггером дальнейшего падения цен на ключевые товары экспорта стран-участниц банка.

Прогноз темпов прироста ВВП стран-участниц ЕАБР, %:
В апрельском страновом докладе Международный Валютный Фонд, исходя из предположения, что воздействие COVID-19 продолжится в течение первой половины 2020 года, прогнозирует сокращение реального ВВП в 2020 году, по текущей оценке, на 4% (в предыдущем докладе персонала МВФ ожидался рост +0,4%).

Среднее значение общей инфляции, как ожидается, достигнет 10,6%.

Ожидается, что дефицит бюджета сектора государственного управления увеличится до 8,8% ВВП (7,8% в предыдущем докладе персонала МВФ), а государственный долг увеличится до 69 процентов ВВП (66 % в предыдущем докладе персонала МВФ).

Дефицит счета текущих операций, согласно оценке, увеличится до 13,1% процента ВВП (14,5% ВВП в предыдущем докладе персонала МВФ), что обусловлено снижением поступлений денежных переводов и доходов от сферы туризма.

Ожидается, что потребность в финансировании дефицита составит приблизительно 500 млн долларов США (406 млн долларов США в предыдущем докладе персонала МВФ).

«При финансировании дефицита с помощью МВФ и партнеров по развитию можно будет сохранить официальные резервы на уровне приблизительно 4,5 месяцев ожидаемого импорта товаров и услуг, а также удержать ослабление обменного курса на приемлемом уровне. Воздействие пандемии COVID-19 на экономику Кыргызстана сопряжено с значительной степенью неопределенности и может оказаться более сильным по сравнению с оценками, представленными в настоящем докладе», — говорится в документе.

В апрельском отчете Азиатского банка развития прогнозируется замедление экономики Кыргызстана в 2020 году наряду с замедлением роста у основных торговых партнеров страны на фоне глобальной пандемии COVID-19, но ожидается, что рост восстановится в 2021 году, так как ожидается, что вырастет экспорт золота.

Рост ускорился до 4,5% в 2019 году с 3,8% в 2018 году, что было обусловлено ростом в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности. Рост в промышленности увеличился до 8,1%, а сельское хозяйство и сфера услуг выросли на 2,6% и 2,9% соответственно. Ожидается, что рост замедлится до 4,0% в 2020 году, однако, если вспышка COVID-19 усилится и закрытие границ продолжится, рост может замедлиться еще больше. Спад импорта в связи с COVID-19, влияющий на сырье, оборудование и продукты питания из Китая и других стран, сдержит обрабатывающую промышленность, строительство и другие отрасли, зависящие от импорта. Ожидается, что рост поднимется в 2021 году, при условии, что регион восстановится после COVID-19.
«Рост в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности обусловил хороший рост в 2019 году, а в 2020 году воздействие пандемии коронавируса продолжает ощущаться во всем мире», — сказала директор постоянного представительства АБР в Кыргызской Республике Кэндис МакДэйган. «При условии восстановления ситуации в регионе, которое будет стимулировать обрабатывающую промышленность, строительство и другие отрасли, зависящие от импорта, мы увидим рост в 2021 году».

Среднегодовой уровень инфляции вырастет до 3,5% в 2020 году из-за повышения цен на продукты питания и другие продукты и может еще более ускориться из-за закрытия границ и понижения обменного курса кыргызского сома относительно доллара США.
В правительстве КР по базовому сценарию планируют объём ВВП на конец 2020 года со снижением 5,3% от прошлогоднего показателя.

На всё это влияет закрытие границ и снижение товарооборота, также временное приостановление экономической деятельности отдельных видов бизнеса. Так, 70% импорта поступало из КНР, что влияет не только на таможенные платежи но и на внутреннее производство – значительный вид сырья, материалов и комплектующих поступали из КНР, объяснял вице-премьер-министр Эркин Асрандиев.

В Минэкономики добавляют, что такой темп роста ВВП на уровне 94,7% оценивается, учитывая то, что апрель полностью находился на карантине, и полагая, что в мае частично возобновляется экономическая деятельность, а с III квартала производственные мощности и средний, малый бизнес страны начнут постепенно восстанавливаться и начнется выход на уровни соответствующих месяцев 2019 года и постепенным ростом на 3-4 % в среднем в месяц до конца года.

Такое снижение ожидается за счет сокращения объемов в промышленности – на 4,8%; сфере услуг – на 9,1%. В сельском хозяйстве ожидается замедление производства до 102%, вместо ранее прогнозируемого 103,7%, а в строительстве до 102,9%, вместо ранее прогнозируемого 111,7%.

Что делает правительство?

В конце марта правительство утвердило план по фискальным мерам поддержки предпринимательства и антикризисные финансовые меры поддержки бизнеса — первый антикризисный план. Предприниматели в ходе опроса высказали оценку, что полумеры не спасут бизнес.

Позже в правительстве сказали об утверждении второго антикризисного плана.

Так, ожидается создание Антикризисного фонда для программ льготного кредитования МСП, проведение легализации капиталов и имущества, освобождение от арендной платы по всем договорам аренды государственного имущества в случаях остановки деятельности на период действия ЧС/ЧП и один месяц после возобновления деятельности.

На реализацию программы льготного кредитования в рамках Антикризисного фонда и поддержки приоритетных секторов экономики планируется направить на первоначальном этапе около 14 млрд сомов до конца 2020 года.

В 2021 году на меры по льготному финансированию бизнеса планируется направить 26 млрд сомов.

С источниками финансирования 14 млрд сомов в правительстве определились – это привлеченные средства международных доноров.

Тем не менее, в парламенте считают, что списание процентов и пеней — это небольшая поддержка бизнеса.

Отдельные депутаты критикуют антикризисную программу правительства за отсутствие конкретики.

В самом правительстве отмечают, что накопленные средства всем нуждающимся предпринимателям они не смогут выдать.

«Взвесили отрасли экономики, рассмотрели на основе таких критериев, как: кто больше всего нуждается и больше ущерба понес, кто быстрее обеспечивает рабочими местами и продвигает экономику вперед. Мы рассматриваем легкую промышленность, предприятия, обеспечивающие продовольственную безопасность, сельскохозяйственные перерабатывающие предприятия и туризм», — рассказывал вице-премьер Э.Асрандиев

Между тем, правительство разрабатывает третью антикризисную программу, которая предусматривает посткризисное восстановление и развитие экономики в течение 1,2,3 лет.

Подробнее: www.tazabek.kg/news:1621945?f=cp

Рекомендуемые новости

Стартовал проект “Talent Startups”

Цифровая экономика в КР: цикл вебинаров о технологиях для бизнеса

Заявка на подбор тренера проекта РУПП

ЗАЯВКА НА ПОДБОР ПЕРЕВОДЧИКА

Информация для предпринимателей о проверках

В ЦПП Каракол требуется PR специалист

Оставьте комментарий