Image default

Разрешительная система ИКТ сектора в сфере строительства и использования инфраструктуры

РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ИКТ СЕКТОРА В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТРЫ

Методология
В рамках настоящего анализа рассматриваются следующие аспекты ИКТ сектора в сфере строительства:
• Использование существующей и новой (инженерной: дороги, электросети, и т.д.) инфраструктуры для развёртывания ИКТ
• Использование существующей и новой ИКТ инфраструктуры (при разных ИКТ собственниках: ВОЛС, опоры и т.д.)
• Строительство / прокладка новой ИКТ инфраструктуры при строительстве иных инженерных объектов инфраструктуры
• Строительство типовых / малых объектов связи (опоры, башни и т.д.)

Законодательство в сфере ИКТ строительства:

1. Закон КР «Об электрической и почтовой связи» от 2 апреля 1998 года № 31
2. Закон КР «Об автомобильных дорогах» от 2 июня 1998 года № 72
3. Постановление Правительства КР «Об утверждении Положения о классификации характеристик объектов строительства и порядке проведения государственного архитектурно-строительного надзора за объектами строительства, реконструкции и иными изменениями объектов недвижимости в Кыргызской Республике» от 10 февраля 2009 года №95
4. Постановление Правительства КР «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 31 мая 2001 года № 260
5. Постановление Правительства КР «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной квалификационной сертификации специалистов строительной отрасли» от 26 февраля 2021 года № 63
6. Постановление Правительства КР «Об утверждении Положения о порядке выдачи документов на проектирование, строительство и иные изменения объектов недвижимости и оценки соответствия вводимых в эксплуатацию завершённых строительством объектов в Кыргызской Республике» от 17 января 2020 года № 12
7. Постановление Правительства КР «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли Кыргызской Республики на 2020-2030 годы» от 17 января 2020 года № 14
8. Концепция цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023», одобренная решением Совета безопасности Кыргызской Республики от 14 декабря 2018 года № 2
9. Стратегия развития ОАО «Национальная энергетическая сеть Кыргызстана» до 2023 г. от 14.11.2017г.

Курирующие государственные органы:
1) Министерство цифрового развития КР
2) Министерство транспорта и коммуникаций КР
3) Министерство энергетики и промышленности КР
4) Государственное агентство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Кабинете министров КР

 

Основные выявленные проблемы:

При развёртывании ИКТ инфраструктуры:
• Отсутствие утверждённых стандартов на строительство и эксплуатацию волоконнооптических линий связи;
• Отсутствие требований к развёртыванию волоконно-оптических линий при реконструкции и строительстве новых дорог;
• Трудности с использованием земли для строительства волоконно-оптических линий;
• Отсутствие четкого регламента, требований и порядка для получения разрешения на строительство волоконнооптических линий в зоне автомобильных дорог;
• Отсутствие обязательных требований для развёртывания волоконно-оптических линий при реконструкции или строительстве новых электрических сетей (воздушных / подземных);
• Отсутствие регламентированного порядка и требований по использованию существующих опор связи, на которых установлены электросети, для подвешивания и прокладки волоконнооптических линий.

При строительстве типовых / малых объектов связи:
• Отсутствует единообразный и упорядоченный подход к регулированию деятельности, связанной со строительством объектов ИКТ. Компании вынуждены получать все виды лицензий в сфере архитектуры и строительства (строительство-монтажные и проектно-изыскательные работы), чтобы избежать возможных сложностей в процессе строительства в связи с указанной проблемой.
• В связи с отсутствием в законодательстве базовых терминов и определений в области ИКТ и, как следствие, отсутствия единого толкования – в разных регионах нормы законодательства трактуются по-разному и органы МСУ требуют разные документы для получения разрешения на строительство/ создание объектов ИКТ.

Иные проблемы:
• Компании периодически практикуют и/ или пытаются практиковать совместное использование существующей инфраструктуры (разделение) на основе договоров аренды / аренды с коммунальными службами. Однако нормы и технические регламенты, призванные регулировать данный процесс, устарели и не позволяют использовать современные технологии и оборудование при совместном использовании ИКТ инфраструктуры и инженерных сетей. Каждая компания, собственник инженерной сети, запрашивает свою цену (арендную плату) и иногда такая цена неоправданно высока, необоснованна и никак не может быть оспорена потенциальных арендатором. Внедрение полноценного и эффективного института частных и государственных сервитутов, установление регламента и порядка предоставления в аренду места размещения ИКТ инфраструктуры на существующих инженерных сетях, а также определение порядка расчета арендной стоимости за такую аренду, поможет оптимизировать процесс и устранить ряд сложностей в процессе ведения бизнеса ИКТ-компаниями.
• В настоящее время ОАО «Кыргызтелеком» является единственным владельцем (монополистом) телефонных каналов (точек доступа), которые позволяют получить доступ и подключить здание / объект к сети Интернет. При этом, в законодательстве КР отсутствует норма, которая обязывала бы владельца предоставлять информацию о существующей инфраструктуре по официальному запросу организаций, осуществляющих строительство ВОЛС. Отсутствие доступа к информации вынуждает компании затрачивать дополнительные ресурсы на техническое обследование что, в свою очередь негативно сказывается на ведении бизнеса в сфере ИКТ.

 

Международный опыт

Опыт Республики Казахстан
Казахстан определил в национальном законодательстве весь перечень лицензируемых видов деятельности, в котором технологическое проектирование (разработка технологической части проектов строительства) объектов инфраструктуры транспорта, связи и коммуникаций, в том числе по обслуживанию: местных линий связи, радио-, телекоммуникаций; общереспубликанских и международных линий связи (включая спутниковые) и иных видов телекоммуникаций определено как деятельность, подлежащая лицензированию.
В свою очередь, такие объекты были также законодательно определены в соответствующем государственном классификаторе объектов строительства (как объекты связи, так и объекты ИКТ инфраструктуры: объекты связи относятся ко II-категории, и объекты ВОЛС – к I-ой категории объектов).
Схожий системный подход используется в США, Беларусии – единый сводный законодательный НПА, в котором отражены порядок строительства, базовые ИКТ термины.

Опыт Европейского союза
Согласно принятой Директиве по снижению стоимости затрат, каждое новое здание / строение обязано иметь отдельную площадь (комнату) для размещения объектов ИКТ (кабели, ВОЛС, телефонизация / интернетизация и т.д.). При этом, владелец здания должен обеспечить физический доступ ИКТ компаний к данному новому зданию.
Аналогичное требование предусмотрено и успешно практикуется в Саудовской Аравии, Индии.
Согласно тому же документу, во многих странах ЕС ИКТ компании обязаны делиться своей физической инфраструктурой, при этом, не требуется получение каких-либо дополнительных требований и разрешений для арендующей компании для пользования таковым.

Опыт США
Наряду с единым документом, регламентирующим виды ИКТ строительной детальности, которая применяется не во всех штатах (11), в США предусмотрено обязательное раскрытие информации о наличии физической инфраструктуры (опоры, башни и т.д.), которое должно быть отражено на сайте соответствующей компании и действует норма об обязательном совместном использовании такой инфраструктуры для целей снижения стоимости затрат и стоимости конечного продукта (т.е. при равных технических условиях, компании могут и должны совместно использовать имеющуюся у одной из компаний существующую ИКТ инфраструктуру). Аналогичный подход и в Индии, Индонезии, что существенно ускорило покрытие интернетом всю страну по довольно низкой стоимости.

Бизнес-ассоциация JIA совместно с Проектом Международной финансовой корпорации (IFC) по содействию росту и инвестиций в туристический сектор в Кыргызской Республике, финансируемый Правительством Швейцарии проводит анализ законодательства разрешительной системы в сфере ИКТ и цифровой инфраструктуры.

 

Рекомендуемые

Сравнительный анализ ключевых изменений в регулировании системы выдачи разрешений на строительство в КР

Проект JIA совместно с МОТ по реформированию трудового законодательства

JIA объявляет тендер на услугу создания чат-бота на платформе Telegram

JIA встретилась с Министерством здравоохранения и социального развития по вопросу безработицы в стране

ЗАЯВКА НА ПОДБОР ТРЕНЕРА (МАРКЕТОЛОГА)

Call — центр консультаций для женщин предпринимателей

Оставьте комментарий