Кризис охватил весь мир, но предприниматели не сдаются
- Меняют канал продаж
Когда магазины закрыли, чтобы избежать больших потерь, опытные владельцы бизнеса изменили свою стратегию продаж.
Например, в Ухане косметическая компания Lin Qingxuan закрыла 40% своих магазинов, но более 100 консультантов бренда пришли в мессенджеры, такие как WeChat (китайский аналог Whatsapp, чтобы привлекать клиентов и увеличивать онлайн-продажи).
Harvard Business Review пишет, что «в результате продажи бренда в Ухае достигли 200% роста по сравнению с продажами предыдущего года».
- Перераспределяют ресурсы на другие виды деятельности
В сильно пострадавших от кризиса компаниях, таких как сети ресторанов и кафе, сотрудники не могли заниматься своей обычной деятельностью. Вместо увольнений и сокращений некоторые креативные китайские предприятия переключили сотрудников на другую важную деятельность, такую как планирование после кризиса, а некоторые даже «перевели» специалистов в другие компании.
Например, в ответ на резкое сокращение доходов более 40 сетей ресторанов, отелей и кинотеатров оптимизировали штат сотрудников. Они «поделились» этими сотрудниками с Hema, сетью супермаркетов, принадлежащей Alibaba, которая остро нуждалась в специалистах службы доставка из-за внезапного спроса на онлайн-покупки. Другие компании, в том числе Ele, Meituan и JD’s 7Fresh, последовали этому примеру и тоже стали набирать работников, которые лишились своих мест в ресторанах.
- Используют командный подход
Многим компаниям приходится увольнять сотрудников, потому что они просто не способны больше платить зарплату. Некоторые применяют нестандартную стратегию. Как например, в американской компании по обработке платежей Gravity. Когда компания оказалась на грани банкротства или увольнения 20% коллектива, главный исполнительный директор Дан Прайс спросил своих сотрудников о том, что делать дальше.
«Как генеральный директор, я не верю в нисходящие решения», — сказал Прайс в Twitter. «Я провел 40 часов, разговаривая с каждым сотрудником о наших финансах и спрашивая идеи».
Обсуждая проблему, команда пришла к необычному решению: каждый сотрудник решил сам, на сколько он готов урезать свою зарплату, чтобы не пришлось увольнять те самые 20% компании. Причем, сотрудники с более высокими зарплатами согласились уменьшить свой доход значительнее, чем сотрудники с более низкими зарплатами.
- Используют социальные сети для координации
Из-за удаленной работы и комплекса новых сложных задач многие китайские компании стали использовать социальные сети для координации работы сотрудников и партнеров.
Например, Cosmo Lady, крупнейшая в Китае компания по производству нижнего белья, инициировала программу, направленную на увеличение продаж через WeChat, привлекая сотрудников для продвижения в их социальные круги. Компания создала рейтинг продаж среди всех сотрудников (включая как председателя, так и генерального директора), помогая мотивировать остальных сотрудников для участия в инициативе.
- Ищут новые возможности в онлайн
Кризис затронул все отрасли, но при этом есть сферы, где спрос вырос. К ним относятся электронная коммерция B2C (особенно модели «от двери до двери»), электронная коммерция B2B, услуги онлайн-конференций, социальные сети, производство гигиенических средств, медицинское страхование и другие группы продуктов. Некоторые предприниматели быстро мобилизировались для удовлетворения этих потребностей.
Например, тунисская служба такси IntiGo временно стала службой доставки. За 4 доллара в час компания доставляет продукты и другие товары покупателям.
Spiffy, американская служба чистки автомобилей «on-demand», запустила сервис для дезинфекции помещений и объектов.
В компании ChargedUp, которая специализируется на зарядных устройствах для телефонов, создали отдел CleanedUp, и теперь компания обеспечивает своих клиентов дезинфицирующими средствами для рук.
- Запускают инновационный продукт
Кажется, что кризис закрыл все возможности даже для выживания бизнеса, тем более для новых продуктов. Но некоторые предприниматели стараются отвечать на запросы рынка и запускают продукты, с которыми традиционное производство не успевает справляться.
Компании 3D-печати, такие как Markforged и Formlabs из Массачусетса, стали выпускать средства маски, а также тампоны для носа, которые используют для тестирования COVID-19.
Маски для лица, напечатанные на 3D-принтере, легко запустить в производство, потому что файлы можно открыть для общего доступа, и им не нужно проходить тщательное тестирование, чтобы убедиться, что они соответствуют стандартам.
В более чем 100 больницах в США и за рубежом уже есть 3D-принтеры FormLabs, поэтому врачи-радиологи, хирурги уже пользуются этими устройствами, говорит Гаурав Манчанда, директор по здравоохранению компании. Около двух недель назад, по его словам, медики начали связываться с FormLabs с просьбой о помощи в производстве масок, которые в дефиците.
- Готовятся быстро восстановиться
Если говорить об опыте Китая, то через шесть недель после первоначальной вспышки он, похоже, находится на ранних стадиях восстановления: увеличилось количество пробок на дорогах, а значит, движение людей и товаров возобновилось. Точно так же восстанавливается потребление угля — с 43% до 75% по сравнению с 2019 годом, что указывает на возобновление производства. Сделки по недвижимости, которые упали до 1% по сравнению с 2019 годом, с тех пор выросли до 47%.
Поэтому многие готовятся работать в полную силу. Например, одно из китайских туристических агентств сосредоточилось на долгосрочной подготовке. В компании не сократили количество персонала, но поощряли сотрудников использовать свое время для обновления внутренних систем, разработки новых продуктов и услуг, чтобы лучше подготовиться к возможному восстановлению.
Пока все находятся в напряженном ожидании, анализируя опыт иностранных и российских предпринимателей в борьбе с кризисом, ясно только одно: чтобы остаться на плаву, необходимо меняться и перестраиваться. И это касается не только компаний, на чьи товары исчез спрос, но и тех, кто наоборот получает все больше заказов. Большая нагрузка и недовольные клиенты, которых не устраивает уровень сервиса, — это тоже испытание на прочность.