Суверенный фонд Кыргызстана – важный урок национального карантина

Умбриэль Темиралиев: 

Государству нужно вынести для себя важный урок по итогам экономического кризиса в результате пандемии COVID 19- каждый раз, когда случаются кризисы, мы не должны оказываться в роли просящего. Например, какая наилучшая идея пришла в голову, когда существенно просела доходная часть бюджета на 400 млн долларов? Чиновники начали обивать пороги банков и фондов развития с протянутой рукою, надеясь получить очередной кредит. Другими словами, подход к решению очевидной и ожидаемой проблемы был реактивный, в стиле тушения пожара, но никак не предотвращение.

Страны с разумным управлением готовят антикризисные фонды и резервные кубышки до появления кризисов.

Данные фонды можно называть по-разному: антикризисные, суверенные, инфраструктурные, трастовые – главное, чтобы финансирование этих фондов было без суверенных гарантий и они могли предоставить ликвидность экономике, когда наступают сложные времена.

Подобная резервная кубышка может формироваться не только за счет нефтегазовых или золотовалютных средств, как в случае России, Норвегии или Ближневосточных государств (Саудовский Фонд, Абу Даби, Катар, Кувейт). В мире есть страны, которые смогли создать крупные суверенные фонды, не имея никаких природных ресурсов. Например, Малайзия, нетто импортер природных ресурсов, выделила 150 млн долларов в уставный капитал Khazanah Nasional Berhard в начале 90х годов, где основная часть вклада состояла не из живых денег, а из государственных активов (аналог нашего ФУГИ).

Государство поручило менеджменту Khazanah развить Фонд, сказав примерно так: “ребята, вот вам активы, политическая поддержка с нашей стороны – увеличивайте национального благосостояние”. Благодаря грамотному управлению, Фонд с первоначальными $150 млн удалось взрастить до 42 млрд долларов на сегодняшний день. Суверенный фонд Khazanah Nasional Berhard вырос настолько, что Фонду стало тесно в Малайзии и Фонд начал скупать ведущие компании и инфраструктурные объекты за рубежом.

Кыргызстану необходим собственный, суверенный фонд развития, который обеспечит долгосрочное и беззалоговое финансирование МСБ, профинансирует инфраструктурные проекты и станет подушкой ликвидности против разного рода кризисов. Российско-Кыргызский Фонд Развития в текущем виде не отвечает в полной мере требованиям и вызовам сегодняшнего дня, т.к. Российская сторона редко разделяет инициативы Кыргызской стороны. Стране нужен Фонд, который будет работать для достижения национальных стратегических интересов КР, без оглядки на старших партнеров.

Нам необходима такая инвестиционно – финансовая платформа для поддержки двух основных направлений:
1- финансирование обновления инфраструктуры жизнеобеспечения городов, которая осталась незыблемой с Советских времен.
2- инновационное финансирование предпринимателям (от МСБ до крупных компаний), которое не привязано исключительно к залоговому обеспечению.

Создания суверенного фонда не требует колоссального финансирования со стороны государства – достаточно было бы последовать примеру Грузии и отдать все не профильные госактивы в виде якорного капитала Фонда. Важным аспектом привлечения средств в Фонд являются эффективная система управления и финансирования, отлично разработанные документы, опытная команда и доверие партнеров в лице международных банков и фондов развития.

Если партнеры в лице развитых стран, международных финансовых институтов убедятся в наличие двух основных составляющих Суверенного/Инфраструктурного Фонда в виде:
1- Вклада со стороны КР в денежной форме или в виде активов хотя бы на 20% от общего объёма запрошенных средств
2- Всей необходимой документации по лучшим мировым практикам (стратегия развития, финансовая модель, исследование рынка, внутренние корпоративные документы, правильная правовая среда, оптимальная юридическая структура и тп)
то Страна смогла бы привлечь как минимум 3-4 доллара на каждый первоначально вложенный доллар.

Удручает ситуацию осознание того, что за все время независимости мы «съели» $8 млрд в виде грантов и международной помощи, но не смогли выделить менее 1% из этих средств на создание независимого финансового института развития страны.

У меня определенные надежды на итоги переговоров Президента КР с руководством Саудовской Аравии по созданию совместного инфраструктурного фонда развития. Возможно лица принимающие решения смогут развить договоренности 01 с Саудитами…

Необходимость подобного Суверенного Фонда заключается в возможности финансирования экономики КР без предоставления суверенных гарантий и внешних займов – мы больше не можем увеличивать государственный долг. Мы должны выращивать платформы, которые смогут аккумулировать иностранный капитал и предоставить финансирование экономике, когда наступают темные времена.